Час полезных советов возможности детских поисковых систем

Час полезных советов возможности детских поисковых систем

Google и Яндекс, как два бегуна на Олимпийских играх. Каждая поисковая система стремится не только обогнать соперника, но и установить свой личный рекорд. Благо современные технологии предоставляют возможности для получения симпатий пользователей.

Футурологи дают все больше вариантов развития будущего: отказ от поисковой строки за ненадобностью, голосовые команды, вшитые чипы для установки геолокации и измерении показателей организма, общение с искусственным интеллектом посредством мысли. То, что вчера казалось совершенно невероятным, за гранью мыслимого, сегодня уже вполне реалистично существует. Например, возможность разговаривать со своим телефоном, вести беседы с поисковыми помощниками, такими как Siri, Google Now или «Алиса», которая превзошла все ожидания российской аудитории. Ну кто мог ожидать, что голосовой помощник будет петь реп, читать стихи, шутить, да еще и дерзить вам?

Google шагает по планете

Предсказывать будущее поискового продвижения непросто, потому что система развивается каждый день. В эпоху действительно крупных вложений в привлечение трафика на свой ресурс, остро встал вопрос о сверхсовременных технологиях. Это устройства для сбора данных о пользователях, голосовые помощники, которые с легкостью поддерживают беседу, очки виртуальной реальности и т.д. Но обо всем по порядку.

Голосовой ассистент

В 2016 году Бехшад Бехзади, руководитель отдела голосового поиска Google, заявил, что к 2020 году отпадет надобность печатать, и пользователи будут разговаривать с компьютерами. При этом им понадобится не только выдача информации по конкретному запросу («Окей, Google, какая сейчас погода в Ярославле?»), но и простое общение. Пользователи уже сегодня, в нашу эпоху одиноких людей, которым сложно найти контакт с близкими, хотят видеть в голосовых помощниках помимо развитого искусственного интеллекта еще и друга, и советчика, а иногда даже и психолога.

В результате чего в поисковых запросах растет доля естественной речи и нешаблонных диалогов. Перед «компьютерным собеседником» стоит задача распознавать не только содержание, но и интонацию говорящего, и в зависимости от этого подбирать правильный ответ.

По словам Бехзади, на данный момент Google не может расшифровать всего около 8% запросов.
И этот показатель будет уменьшаться.

Голосовой поиск — отличное, а иногда просто незаменимое, решение для водителей за рулем, женщин, которые много времени проводят на кухне, деловых людей, которым просто некогда нажимать на маленькие буквы смартфона. К слову сказать, окружающие стали естественно воспринимать в общественных местах людей, «разговаривающих» с телефонами.

Очки дополненной реальности

Следующая новинка — Google Glass. Внешне этот предмет напоминает очки, но на деле несет в себе массу полезных функций. В Google Glass можно снимать видео, находясь за рулем, — они понимают голосовые команды. В трехмерном изображении перед глазами возникает видео-картинка, нужный вам маршрут или запрошенная информация из Интернета. И всё это не мешает обозревать свой путь. Очки помогают быстро позвонить и отправить сообщение, не отрываясь от основных дел. Все изображения проецируются на призму перед глазами и позволяют буквально «окунуться» в происходящее на экране, не выпадая из привычного жизненного ритма.

Если вас не привлекает перспектива носить очки, то возможность управлять гаджетами с помощью жестов может по крайней мере развлечь. Достаточно установить приложение iGest, и затем задать определенный набор жестов для запуска любого приложения. К примеру, смайлик, нарисованный пальцем или стилусом на мониторе, — открыть браузер. Стрелка вправо — читать книгу и т.д.

А как у Яндекса?

Голосовой помощник

Яндекс не отстает от своих иностранных конкурентов. Он создал уникальную и даже несколько дерзкую помощницу «Алису». Волна шуток про новинку «накрыла» Рунет еще в ноябре, и после этого популярность голосовой помощницы стала только расти. Разработчики постоянно мониторят запросы, с которыми пользователи обращаются к «Алисе», и совершенствуют ее ответы. Сейчас она может и пошутить, и песню спеть, и даже обидеться на собеседника. В общем, «Алиса» — не только помощница, но и настоящая кокетливая женщина, помещенная в формат смартфона или ноутбука. Читайте об «Алисе» в следующей нашей статье.

Автомобили без водителя

Компания стремится упростить жизнь пользователей. Так, разработчики в скором будущем планируют развить систему беспилотных автомобилей. Прототип модели уже был продемонстрирован на конференции Яндекса в 2017 году. Первые городские испытания автомобилей без водителей прошли в феврале. Запуск авто пришелся на зимнее время года. Таким образом беспилотники сразу готовят к суровым погодным условиям в России и постоянно тестируют как на заснеженных полигонах, так и и на дорогах общего пользования.

Тенденции развития поисковых систем

Ближайшие перспективы поиска должны отвечать всем требованиям современного человека. Среди основных направлений:

  • Сбор всех данных о пользователе.
    Учет его интересов, места его расположения и менталитет. К примеру, если пользователь живет в штате Айдахо, то ему нужно показывать погоду по Фаренгейту, не по Цельсию. Однако тут надо отметить, что ответственность за сохранность персональных данных никто на себя взять не может. В мире не существует систем и блокировок, которые нельзя обойти. Поэтому угроза взлома сервера с данными о человеке остается актуальной.
  • Расширение функционала поиска.
    Можно будет поменять как цвет страницы выдачи, так и типы источников информации.
  • Релевантность.
    Если вы ищете «кто выиграл Формулу 1», то на первые страницы выдачи должны попадать новости текущего года, а не 2003 или 2005.

А что дальше?

Есть мнение, что в скором времени поисковая строка будет видоизменена или вовсе исчезнет за ненадобностью. Достаточно будет голосом обратиться к умному помощнику (часам, телефону или бортовому компьютеру авто), и он в два счета подберет бюджетные билеты, найдет в Интернете адрес, телефон или нужное определение, расскажет, сколько калорий вы сегодня съели, и напомнит, что через 45 минут нужно прийти в конференц-зал на планерку.

Остается лишь надеяться на то, что на личном пространстве и общении людей такое повальное увлечение новым функционалом глобально не отразится. Ведь однажды может настать момент, когда с искусственным интеллектом хочется разговаривать чаще, чем с близким человеком, сидящим с тобой за столом.

В нашей шоле в 1-11 классах были проведены мероприятия, направленные для формирования навыков безопасного поведения обучающихся в сети Интернет.

Формы работы с учащимися при проведении урока интернет безопасности были самыми разнообразными и главное, что они были увлекательными и эффективными, способствовали формированию навыков информационной безопасности, соответствовали возрасту учеников.

В 1-4 классах это был урок-сказка «Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет».

Для учащихся 5-7 классов был организован урок-беседа «10 правил безопасности в интернете».

В 8-9 классах было организовано занятие «Киберугрозы современности: главные правила их распознавания и предотвращения». Урок проходил в виде семинара.

Для учащихся старших классов был проведен урок с использованием кейс-технологии «Новый смартфон для отца».

Детям всех возрастов был порекомендован Международный квест «Сетевичок». Сайт конкурса: сетевичок.рф.

В рамках урока «Интернет-безопасность» учителя начальных классов ознакомили обучающихся: с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи; как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет; как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывания в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.

Читайте также:  Девочка в метро с наушниками

В среднем звене урок проходил в виде семинара, на котором проходило обсуждение правил предотвращения киберугроз, встречающихся при работе в Интернете, в результате была составлена листовка «Правила защиты от киберугроз».

Большое значение для эффективности урока Интернет-безопасности имеет не только содержание, но и форма его проведения. Поэтому для детей младшего школьного возраста был организован урок-сказка, в среднем звене – семинар.

Для учащихся 5-7 классов был проведен урок-беседа «10 правил безопасности в интернете». В начале урока учащимся рекомендуется показать видео, где объясняются основные правила безопасности в интернете. После чего дети самостоятельно смогли сформулировать 10 основных правил безопасной работы в интернете и оформили это все в виде плаката.

В старших классах обучающихся познакомили с международными стандартами в области информационной безопасности, которые отражены в российском законодательстве, обратили внимание обучающихся на классификацию вредоносных информационных ресурсов: информация, причиняющая вред здоровью и развитию детей; информация, запрещенная для распространения среди детей; информация, ограниченная для распространения среди детей определенных возрастных категорий. На уроке так же были затронуты следующие аспекты: перечень рисков, подстерегающих ребенка в сети Интернет; рекомендации по грамотному использованию электронной почты; технологии безопасного общения в средах мгновенного обмена сообщениями. Были даны советы обучающимся: инструкции по безопасному общению в чатах; советы по профилактике и преодолению Интернет- зависимости; общие правила по безопасности детей в сети Интернет. Также обсуждались следующие объекты, являющиеся опасными в Интернете: нежелательные программы; защита личных данных; мошенничество; виртуальные «друзья»; пиратство; on-line-игры; этика; критический подход к информации.

Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу. С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста.Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу. С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста.

Для решения вопросов безопасности Интернета в нашей школе организован технический контроль, ведется профилактическая работа с обучающими и их родителями, доступны информационные ресурсы для всех участников образовательного процесса.

Технический контроль. Чтобы ограничить доступ учащихся к информации, которая может оказать на них негативное воздействие, в школе установлена специальная система контент-фильтрации Ростелеком, исключающая доступ к такой информации. Программой блокируется доступ к сайтам, содержащим материалы, которые определены как опасные. С помощью технологии фильтров и блокировки можно ограничить список собеседников, с которыми дети общаются через Интернет. Тем не менее, нет компьютерных программ, способных полностью защитить ребенка от доступа к нежелательной информации.

Антивирусный пакет компании «Касперский», установленный на все компьютеры,также позволяет ограничить доступ юных пользователей Интернета к нежелательному контенту и обеспечить безопасность школьной компьютерной сети.

Обе программы позволяют организовать доступ в Интернет по «черным» и «белым» спискам.

П рофилактическая работа с обучающимися. Работа с учащимися с учетом их возрастных особенностей. В начальной школе – в виде сказок, игр. В средней школе – в виде бесед, ролевых игр, тренингов. В старшей школе – в виде проектов, конкурсах.

В школе проводится День безопасного Интернета. Программа,посвященная этому дню, включает в себя ряд мероприятий, направленных на обучение учителей, родителей и детей правилам безопасного пользования Интернетом. Это классные часы по теме «Безопасность в сети Интернет»; выпускаются листовки с памятками для учащихся «Безопасность в Интернете» и т.д.

Профилактическая работа с родителями. Формы работы с родителями различны – родительские собрания, индивидуальные беседы, лекции. Родители должны понимать, что никто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Только они могут полностью контролировать своих детей.

Информационный ресурс. Для достижения положительных результатов необходимо проводить комплексную работу семьи школы. Именно преподаватели и родители смогут предостеречь детей от возможных опасностей и ошибок. Существует ряд сайтов, посвященных безопасности детей в Интернете: www.saferunet.ru, www.detionline.org, www.interneshka.net, ресурсы которых оказывают огромную помощь, как взрослым, так и детям. Также информация для родителей и детей по безопасной работе в Интернет размещена на официальном сайте школы и в классных уголках.

Для младших школьников

Вы должны это знать:

1. Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.

2. Прежде чем начать дружить с кем-то в Интернете, спросите у родителей, как безопасно общаться.

3. Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.

4. Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не нужно, чтобы незнакомые люди видели фотографии Ваши, Ваших друзей или Вашей семьи.

5. Не встречайтесь без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.

6. Общаясь в Интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.

7. Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.

Для школьников средних классов

Вы должны это знать:

1. При регистрации на сайтах старайтесь не указывать личную информацию, т.к. она может быть доступна незнакомым людям. Также не рекомендуется размещать свою фотографию, давая тем самым представление о том, как вы выглядите, посторонним людям.

2. Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, т.к. он может быть записан.

3. Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если вы получили такое письмо, не отвечайте на него. В случае, если Вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком и будет продолжать посылать вам спам.

4. Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.

5. Если вам приходят письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя в вашем отношении неподобающим образом, сообщите об этом.

6. Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите все взрослому.

Для школьников старших классов

Вы должны это знать:

1. Нежелательно размещать персональную информацию в Интернете.

2. Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей семьи или друзей.

3. Если вы публикуете фото или видео в Интернете — каждый может посмотреть их.

4. Не отвечайте на Спам (нежелательную электронную почту).

5. Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам люди. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.

6. Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN messenger и т.д.)

Читайте также:  Почему медленно работает интернет на ноутбуке

7. Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.

8. Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности!

9. Никогда не поздно рассказать взрослым, если вас кто-то обидел.

Чтобы помочь своим детям, Вы должны это знать:

Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации.

Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете.

Попросите их научить Вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее.

Помогите своим детям понять, что они не должны предоставлять никому информацию о себе в Интернете — номер мобильно телефона, домашний адрес, название/номер школы, а также показывать фотографии свои и семьи. Ведь любой человек в Интернете может это увидеть.

Если Ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в письмах и ни в коем случае не отвечал на них.

Объясните детям, что нельзя открывайте файлы, присланные от неизвестных Вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.

Помогите ребенку понять, что некоторые люди в Интернете могут говорить не правду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни самостоятельно без взрослых.

Постоянно общайтесь со своими детьми. Никогда не поздно рассказать ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.

Научите своих детей как реагировать, в случае, если их кто-то обидел или они получили/натолкнулись на агрессивный контент в Интернете, так же расскажите куда в подобном случае они могут обратится.

Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации.

адрес школы: Нижегородская область, г. Лысково,ул. Семёнычева, дом 3

Сеть — просто еще одно отражение нашей с вами реальности. Никто не отрицает наличия отрицательных сторон Всемирной паутины, встреча с которыми, впрочем, у детей происходит вряд ли чаще, чем с негативными явлениями в обычной жизни.

Так что вполне логичным представляется создание инструментов, способных оградить подрастающее поколение от вредного влияния.

Развитие сетевых «семейных» технологий в настоящее время идет по двум основным направлениям. Первое, ограничительное, состоит в том, что предотвращается доступ к определенным интернет-ресурсам с помощью различных приложений родительского контроля. Они реализуются наряду с прочим и с помощью встроенных фильтров универсальных интернет-поисковиков. В обзоре мы обсудим эффективность таких инструментов. Второе, — рекомендательное, при этом разрешается доступ к заранее отобранным ресурсам по определенной тематике и обеспечивается повышение качества поиска.

Семейные поисковые фильтры

Рассмотрение онлайновых средств родительского контроля стоит начать с анализа возможностей встроенных фильтров, предлагаемых наиболее популярными у нас универсальными интернет-поисковиками «Яндекс» и Google. Чтобы проверить качество фильтрации и разграничения контента, стоит воспользоваться тестовыми запросами, содержащими стоп-слова, а также запросами, допускающими двойное толкование. Предполагается, что все они должны блокироваться.

«Яндекс» располагает специализированным проектом «Семейный поиск», в котором соответствующий фильтр включен по умолчанию. По большому счету это единственное отличие данной системы от обычного поиска с помощью «Яндекса». Остальные инструменты остались без изменений: предлагается простой и расширенный режим поиска, а также работают региональные фильтры.

При попытке поиска по словам из стоп-листа выводится стандартное сообщение «Искомая комбинация слов нигде не встречается». Работает данный фильтр действительно исправно, однако степень обеспечиваемой им реальной защиты, к сожалению, невелика. Дело в том, что фильтрация происходит на уровне запроса, а не сайтов. Поскольку ресурсы, содержащие неподобающий контент, не блокируются, страницы, включающие стоп-слова, сравнительно несложно найти с помощью синонимов или иной простой модификации запроса. Так, запрос «горячие девочки» хотя и был заблокирован в веб-поиске, однако выдал достаточно откровенный контент в предлагаемых результатах вертикального поиска даже при включенном семейном фильтре.

Более того, к сожалению, и на служебной странице «Семейного поиска» рядом с сообщением о блокировке запроса остаются стандартные ссылки на результаты поиска по базам картинок и видео. После перехода на найденные сайты действие фильтра прекращается, и последующие переходы по ссылкам никак не фильтруются.

Похожий уровень защиты демонстрирует и семейный фильтр поисковой системы Google. Его настройки можно установить в параметрах своего аккаунта (в этом случае они будут сохранены), а также в параметрах веб-поиска и поиска изображений. Заметим, что настройки семейного фильтра Google, заданные в форме расширенного поиска, будут работать лишь в рамках отдельного сеанса поиска.

В Google предусмотрены три уровня безопасного поиска. «Строгая фильтрация» оказывает влияние на результаты поиска по всем базам Google. Значит, из поисковой выдачи будут исключены не только потенциально неблагонадежные картинки, но и сайты, на страницах которых были найдены блокируемые изображения или стоп-слова. «Умеренная фильтрация» работает только с поиском мультимедиа. Фривольных и содержащих сцены насилия картинок в результатах вы скорее всего не увидите, однако на текстовый веб-поиск фильтр не повлияет. Третий уровень — «Без фильтрации» — отключает действие фильтров безопасного поиска.

Подведем промежуточный итог: семейные фильтры крупных универсальных интернет-поисковиков способны оградить разве что от случайного попадания в выдачу неподобающего контента. Другими словами, для эффективной работы пользователь должен быть сам заинтересован в их применении. Если же ведется целенаправленный поиск сомнительного контента, обход таких фильтров в настоящее время не представляет собой особо сложной проблемы. Особенно это актуально для системы «Яндекс», семейный фильтр которой, блокируя текстовый материал, зачастую пропускает результаты мультимедиапоиска. После перехода на найденные сайты действие фильтров прекращается, и серфинг переходит в незащищенный режим.

Следующий уровень семейных фильтров — использование различных сервисов, способных ограничивать как поисковую выдачу, так и сам серфинг, закрывая доступ к сомнительным сайтам.

Решение «Тырнет Прокси» предлагает возможность настройки браузера для работы с прокси-сервером, пропускающим запросы только к ориентированным на детскую аудиторию сайтам. Настроить «Тырнет Прокси» очень просто. Чтобы включить фильтрацию, достаточно в настройках браузера указать адрес и порт предлагаемого прокси-сервера или же URL его автоматической настройки. Подробнее о настройках можно прочитать на странице сервиса www.tirnet.ru/proxy. После этого будут открываться исключительно разрешенные сайты. При вводе других адресов демонстрируются страницы «Тырнет Прокси» со списками рекомендованных детских сайтов. Главный недостаток «белого перечня» проекта — его небольшой объем, в нем немногим больше сотни сайтов. Отобраны они, конечно, внимательно, однако вряд ли такое количество способно обеспечить действительно серьезный охват. Кроме того, последнее обновление данного списка датируется маем 2009 г.

Похожий подход демонстрирует и проект Kidoz. В отличие от «Тырнет Прокси» здесь предлагается установить браузер, разработанный специально для детей. Интерфейс приложения весьма приятный, а элементы управления понятны и удобны. Кроме просмотра веб-страниц, Kidoz также предлагает доступ к электронной почте и другим средствам сетевого общения. Средства родительского контроля позволяют определить круг разрешенных абонентов. Kidoz содержит удобные средства просмотра статистики использования приложения. Можно узнавать общее время, проведенное ребенком в системе, а также отслеживать наиболее часто используемые ресурсы и инструменты.

Основной недостаток Kidoz — ориентация на англоязычный контент, что проявляется в составе ресурсов, изначально включенных в белый список программы. Правда, у родителей есть возможность самостоятельно составить список разрешенных интернет-ресурсов. К сожалению, инструментов загрузки списков сайтов не предусмотрено, и потому данный процесс может занять немало времени. Кроме того, Kidoz нетороплив в работе и предъявляет повышенные требования к качеству интернет-канала.

Читайте также:  Для этого эффекта требуется аппаратное ускорение

Рекомендательные детские поисковики

Вспомним Корнея Чуковского: «Книжки для детей должны быть такими же, как и для взрослых, только лучше». Этот афоризм вполне подходит и для характеристики интернет-поиска. Для того чтобы «безопасная» машина пользовалась популярностью, она должна предлагать действительно качественные результаты и удобный для маленьких пользователей интерфейс. Такие поисковики в идеале должны не ограничивать пользователя, а открывать перед ним новые качественные ресурсы. Рекомендательные детские поисковики на русском языке многочисленными не назовешь, и потому несложно представить полную картину.

Начнем с ресурса Agakids. Особенность данного проекта — визуальный интерфейс поиска, построенный с помощью технологии Flash. Кроме собственно системы поиска, на сайте присутствуют ряд онлайновых игр и другие дополнительные ресурсы.

Предусмотрен визуальный и текстовый режимы поиска. В текстовом результаты демонстрируются в виде довольно крупных плашек с текстом. На странице выдачи их помещается всего пять, причем первый — рекламная ссылка. Такой результат нельзя считать хорошим и удобным. При попытке ввода стоп-слов поиск блокируется, а пользователю демонстрируется сообщение «Плохое слово». В то же время попадающие в выдачу ресурсы далеко не всегда содержат только детский контент, что уменьшает эффективность фильтра.

Гораздо интереснее выглядит интерфейс визуального поиска. В этом режиме найденные сайты демонстрируются в виде ленты графических миниатюр-скриншотов, которые можно листать колесиком мыши. Все они разделены на страницы, содержащие по десять ссылок. Переход между страницами выдачи осуществляется с помощью их списка в левой части экрана.

Интересный и удобный интерфейс, к сожалению, присутствует в комплекте с неудачным поиском, качество результатов которого оставляет желать лучшего. Содержание сайтов из индекса Agakids будет в большей степени полезно родителям.

Собственный проект, предназначенный для детей, предлагает и система поиска Quintura. Поскольку данный поисковик использует в работе базы «Яндекса», стоит обратить внимание на различия этих ресурсов. Детская версия Quintura работает только с базой заранее отобранных сайтов. Благодаря этому, с одной стороны, заметно сокращается широта поиска, с другой — провалов в обороне от неподобающего контента здесь гораздо меньше.

Инструменты уточнения запроса и просмотра результатов поиска соответствуют имеющимся на основном сервисе Quintura. Как известно, его основная особенность — облачный список дополнительных ключевых слов, используемый для уточнения запроса и формируемый с помощью кластерных технологий. В системе «Quintura для детей» такое облако выводится в верхней части окна, над полем запроса. В зависимости от запроса облако предлагает до двух десятков уточняющих ключевых слов. Привычным для таких облаков является зависимость размера шрифта предлагаемых слов от их веса в общей поисковой выдаче. Щелчки на словах из облака добавляют их к поисковому запросу. При этом автоматически загружается новый, более точный список выдачи. Кроме того, перестраивается и облако кластеров — уточненный запрос помещается в его центр, а вокруг него выводится новый перечень дополнительных ключевых слов. Результаты поиска получаются вполне достойные, не уступающие тем, что выдают обычные универсальные поисковики. Справочная система представлена видео­роликом, в котором рассказывается о методике поиска в «Quintura для детей».

Поиск для родителей

Кроме детского поиска в Сети имеются проекты, предназначенные для родителей. В данной категории следует отметить ресурс «ДетПоиск», построенный на основе платформы персонального поиска Google Custom Search. Слоган проекта «Для мам и будущих мам» достаточно точно отражает его особенности. Данная система ищет только по сайтам соответствующей тематики. Это обеспечивает резкое снижение процента информационного шума в поисковой выдаче, особенно при обработке омонимов. «ДетПоиск» работает с русскоязычными форумами и сайтами, предназначенными для родителей. Кроме того, ведется поиск по архивам тематических электронных книг и журналов педагогической тематики. Еще один важный источник пополнения индексной базы — форумы и страницы «вопросов-ответов», на которых можно найти консультации детских врачей. Полезная особенность проекта «ДетПоиск» — его лента новостей, где приводятся краткие аннотации сайтов, включаемых в индекс. К сожалению, наиболее свежие записи этой ленты датируются 2007 г.

Возможности поиска данной системы полностью соответствуют стандартным, имеющимся у платформы Google Custom Search. Доступен только режим простого поиска, а для уточнения запроса используется система тематических ярлыков. Данный механизм позволяет построить в рамках персонального поисковика виртуальные «вертикальные» базы. При выборе определенного ярлыка поиск ведется лишь по отмеченным данным тегом сайтам, а не по всему индексу персональной системы. Перейти к такому поиску помогают ссылки-ярлыки, расположенные над списком выдачи системы. В «ДетПоиске» размечены пять таких разделов: «Книги», «Журналы»; «Ответы докторов»; «Форумы» и «Без форумов». Последний ярлык запускает поиск по всем сайтам, за исключением форумов. Этот прием позволяет искать статьи и другие развернутые материалы по интересующей теме без риска утонуть в многочисленных постах форумов. Как и в других системах на базе Google Custom Search, в поисковой строке допустимо использовать поисковый оператор «more:» с именем нужного ярлыка.

На платформе персонального интернет-поиска Google базируется еще один специализированный сервис — «Началка». Данный ресурс предлагает сразу два поисковых проекта: «Детский поиск» и «Учительский поиск». Основу первого из них составляют универсальные справочные интернет-сервисы, сайты для малышей и школьников, а также ресурсы детских периодических изданий. На роль фильтра «Детский поиск» не годится. Поскольку в его состав включены открытые универсальные справочники, в том числе и «Википедия», найти страницы, связанные со взрослым контентом, труда не составляет. В то же время у данного поисковика рекомендательные качества развиты неплохо. Тестовые запросы дают довольно хорошие результаты, в том числе ряд видеоуроков по теме. Ярлыков-уточнений в «Детском поиске» нет.

«Учительский поиск» построен на основе аналогичных технологий. При формировании его базы особое внимание уделялось ресурсам, предлагающим методические разработки, презентации, материалы к урокам и другой подобный контент. Одно из требований, предъявляемых к сайтам, — возможность свободного распространения материалов. «Началка» не индексирует сайты, на которых для получения доступа к методическим разработкам требуется регистрация аккаунта. Точность поиска в данной системе действительно выше, чем простого с помощью «обычного» Google. Однако она могла быть еще выше, если бы в «Учительском поиске» были задействованы ярлыки-уточнения и другие дополнительные инструменты платформы Google Custom Search.

Наряду с поисковыми системами на сайте «Началка» предусмотрены и другие полезные разделы. «Кинозал» предлагает небольшой каталог онлайновых видеоматериалов, среди которых учебные фильмы и обучающие мульт­фильмы, а раздел «Библиотека» — статьи и подборки ссылок на издания, которые можно использовать в педагогической работе.

Рекомендательные семейные сервисы в настоящее время рассчитаны как на детей, так и на их родителей. К сожалению, в этой сфере наблюдается явный дефицит действительно качественных и полезных ресурсов для детей. Ближе всего к решению задачи, пожалуй, подошел ресурс Quintura, предназначенный для ребят. По крайней мере, качество поиска у него достаточно высокое, выдача вполне адекватная, а интерфейс удобный. Разработчики остальных проектов, сосредоточившиеся на изменениях интерфейса, забыли о повышении качества поиска. А ведь именно этот параметр во многом способен определить успех проекта. Вряд ли ребенок захочет пользоваться поисковиком, в котором нельзя найти вразумительные ответы на свои вопросы. А те, что предназначены для родителей, сейчас представлены проектами на базе систем пользовательского поиска. Они вполне способны стать хорошим подспорьем для взрослых — поиск по предварительно отобранным ресурсам действительно будет более качественным и позволит быстрее найти информацию, относящуюся к развитию и воспитанию ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Функции в вольфрам математика
Функции пользователя Хотя в систему входят многие сотни встроенных функций (начиная от элементарных и кончая специальными математическими функциями и системными...
Учимся рисовать в paint
Серия видео уроков «Создание компьютерного рисунка в программе Paint» МОУ «Межборская средняя общеобразовательная школа» (Уроки предназначены для детей 9-12 лет,...
Учиться без троек сканворд
Музыкант, играющий на барабанах, тарелках Передовой работник производства (ударник) Часть затвора стрелкового оружия (ударник) "Барабанщик" коммунистического труда (устар.) (ударник) "Барабанщик"...
Функция abs в паскале
Возвращает абсолютную величину параметра. Объявление Function Abs(X) : (тип параметра); Режим Windows, Real, Protected Замечания Параметр X — выражение вещественного...
Adblock detector