Монопо́д (греч. μονος — один и лат. pes — нога) — одна из разновидностей штатива.
Основное отличие от классической схемы штатива-треноги состоит в том, что у монопода только одна опора. Монопод не избавляет фотоаппарат от «шевелёнки» полностью, тем не менее, позволяет поставить выдержку на одну-две ступени большую, нежели при съёмке с рук. Главное преимущество монопода — мобильность: фотограф со штативом фактически привязан к одной точке (сворачивание-установка штатива занимает время), в то время как с моноподом он может двигаться, отыскивая подходящие ракурсы.
При правильном использовании монопода фотограф, расставив ноги, наклоняется всем телом и упирается в наклоненный к нему монопод так, что образуется подобие трёхногого штатива.
Монопод позволяет уменьшить нагрузку на руки, поскольку фотографу при съёмке уже не приходится держать камеру и объектив (масса которых зачастую достигает нескольких килограммов) на весу. Иногда монопод используют для съёмки сверху, приподнимая его и фотокамеру над головой. В этом случае для спуска приходится пользоваться спусковым тросиком или другим видом дистанционного спуска.
Будет неверной мотивация, как пользоваться моноподом вместо штатива. Эти два инструмента фотографа замечательно дополняют друг друга, никакого взаимоисключения.
Начнем следует простым вопросом, что такое монопод? Совсем буквально, это «одна нога». Или штатив, состоящий не из трех опор, а из одной. Других видимых различий найти невозможно – механизм крепления к камере одинаков, возможность изменять длину опоры идентична. Цель этих предметов максимально простая, но очень важная: максимально предотвратить эффект шевеления камеры, смазывающий изображение в кадре. Минимум бракованных снимков – максимум счастья фотографу и клиенту.
Казалось бы, в чем резон? Ведь штатив с тремя «ногами» изначально устойчив, стоит сравнительно столько же, выглядит солидно. Давайте посмотрим дальше.
Преимущества монопода
Понимаем, что есть различия во внешнем виде и практическом применении треноги и «одноногого». Значит, надо узнать какие у последнего преимущества:
- Легче и компактнее. Что означает больший комфорт при транспортировке и непосредственном использовании в руках.
- Занимает меньше места в рабочем положении. Теперь даже в самом людном месте вы можете воспользоваться всеми преимуществами стабилизации картинки, не занимая при этом большую площадь.
- Быстрее собрать и разобрать. Все просто – одна нога меньше трех, в три раза меньше работы, в три раза быстрее.
- Можно передвигаться вообще не собирая «одноногого» помощника. Пусть ваши конкуренты тратят время на складывание-раскладывание штатива, а вы уже у цели и ведете съемку.
- Возможность снять со сложного ракурса. Самый простой пример: взять монопод в руки и поднять повыше над головой, когда вас окружают люди или невозможно дотянуться до точки съемки самому. Еще можно наклонять его как вам только вздумается, не теряя при этом устойчивость.
- Используйте как подставку для тяжелой камеры и объектива. Очень актуально, когда вы фотографируете на многокилограммовую технику часами.
- Делайте селфи с любого ракурса. 🙂
Весьма неплохо для простой палки, прикрепленной к вашему фотоаппарату. Теперь перейдем к практике.
Как держать монопод правильно
Пожалуй, единственная особенность нашего героя статьи, которую можно назвать минусом – устойчивость сама по себе отсутствует, требуется постоянная поддержка в виде ваших рук.
Есть 3 схемы, применяемых по необходимости. Краткое пояснение к схемам: положение ваших ног обозначено черными следами, положение конца монопода обозначено синей точкой, а направление съемки – зеленой стрелкой.
Классическая
Самая ходовая поза, которую принимает фотограф с данным аксессуаром. Здесь у вас ноги должны быть расставлены на ширине плеч, плюс-минус 10 см. Свою «одноногую» опору вы должны установить на пол или землю примерно в метре от себя, так, чтобы при наклоне к вам видоискатель камеры был как-раз возле глаз. Для этого регулируйте высоту аксессуара.
Получается своеобразный штатив.
Против скольжения
Этот вариант вам пригодится в случае, когда вы имеете дело со скользким полом или другой подобной ситуацией.
Здесь вы уже немного по-другому расставляете ноги – правая должна быть чуть дальше от съемочной сцены и повернута вправо. И как-раз плотно к ней вы ставите монопод. Так вы фиксируете его и не даете скользить, уронить будет практически невозможно.
Позади ног
Здесь расположение ваших ног будет таким же, как в первом варианте, но есть важное отличие: камера теперь будет опираться не на точку перед вами, а на точку позади вашей левой ноги.
Это облегчит вам задачу по приближению к объекту съемки или отдалению от него. Хотя и может быть так, что это менее устойчивый вариант.
Еще пара слов
Мы не поднимали вопрос крепления монопода к камере. Здесь ничего сложного: вы прикручиваете штативную голову к тушке аналогично, как и в случае с треногой. Если же вы используете длиннофокусный увесистый объектив, то крепите аксессуар уже не к камере, а непосредственно к корпусу объектива с помощью специального штативного кольца.
Видео по теме
На заре развития фототехники возможно было снимать только неподвижные объекты, так как выдержка исчислялась десятками минут. Фотограф тех времен просто не мог обойтись без треноги, которую сейчас “по-немецки” называют штативом.
Итак, основная и изначальная функция штатива — улучшение качества фотографии, которое проявляется на более или менее длинных выдержках.
Вторая функция — удержание камеры в определенном положении для удобства съемки, а также изменение характера её движения.
Помимо штативов-треног, существуют так называемые моноподы — штативы с одной ногой, отличающиеся повышенной мобильностью. Чаще всего, они применяются для поддержки тяжелых объективов и видеосъемки.
Штативы-треноги
Выбирая штатив, в первую очередь, необходимо определиться с его размерами. Можно выделить следующие разновидности:
-
Карманные и настольные штативы.
Пожалуй, наиболее разнообразный класс. Здесь присутствуют:
-
сверхбюджетные модели, предназначенные для компактных камер
Штатив Falcon Eyes S-021
штативы с гибкими ногами, которые можно закреплять на чем-либо
Штатив Polaroid Flexible
уменьшенные варианты обычных штативов
Штатив Falcon Eyes МТ-0024
Штатив Falcon Eyes МТ-0011
-
Облегчённые штативы (трэвэл-штативы). Они предназначены, как можно понять, для того, чтобы носить их с собой длительное время. Как правило, их отличает малая длина в сложенном состоянии и небольшой вес.
Штатив Manfrotto BeFree MKBFRA4-BH
Штатив Manfrotto 475B
Конечно, карманные и настольные штативы — весьма специфическая категория, но все большие штативы имеют ряд признаков, по которым их можно выбирать. Перечислим их:
Тип головы и назначение штатива
Камера, установленная на штативе, должна двигаться. Соответственно, верхняя часть штатива, называемая головой, способна к повороту в различных направлениях. Штативные головы могут быть трех видов:
-
Шаровая. Шаровой шарнир здесь способен к повороту и наклону в любом направлении.
Штативная голова Manfrotto MHXPRO-BHQ6
3D-головы. Отдельные шарниры под каждую ось вращения, с отдельными фиксаторами того или иного типа для каждого из шарниров.
Штативная голова Benro HD-38
Такие головы хороши для максимально точного позиционирования камеры. Существуют также головы с редукторным механизмом, позволяющие еще более точно, буквально на градусы, регулировать наклон и поворот.
Головы для видеосъемки. Для них характерны плавное вращение и наклон, но без возможности поворачивать камеру в портретное положение. Имеют длинную ручку для лучшего контроля поворота.
В конструкцию хорошей видеоголовы может быть включен механизм, называемый контрбаланс, который не позволяет камере самопроизвольно наклоняться и возвращает её в нормальное положение.
Также, у подобных голов присутствует возможность регулировки усилия вращения, для максимальной плавности в конкретной ситуации съемки.
Штативная голова Manfrotto MVH500A
Панорамные головы. Предназначены, как можно понять, для панорамной фотосъемки, когда из нескольких фотографий, полученных с помощью движения головы, “сшивают” одну.
Панорамная штативная голова Sirui PB-10
Помимо назначения головы, важен способ крепления камеры к штативу.
Фотоаппараты и видеокамеры имеют в нижней части отверстие со специальной резьбой, а у штатива имеется винт, который входит в это отверстие.
Как правило, голова имеет съемную площадку, которая крепится к фотоаппарату, а затем устанавливается на штатив.
Штативная голова Sirui G-20KX
Некоторые штативы не имеют сменной площадки — это неудобно, и является бюджетным решением.
Голова штатива Manfrotto Compact Light
Сами площадки могут:
-
крепиться к штативу неподвижно
Штативная голова Kingjoy KH-6500
перемещаться в пазах. Это удобно для макросьемки: можно фокусироваться за счет перемещения фотоаппарата.
Штативная голова Manfrotto 468MGRC3
иметь оригинальную конструкцию
Штатив Manfrotto Compact Action
Конструкция штатива
Перейдем, непосредственно, к “нижней” части штатива. Здесь можно выделить следующие особенности, влияющие на эксплуатацию.
- Количество секций. Чем больше у штатива секций, из которых состоят его ноги, тем меньшую длину он занимает в сложенном состоянии. Но обратная сторона большого количества секций, при этом, увеличение стоимости и уменьшение надежности, устойчивости штатива.
- Способ фиксации секций. Основные варианты здесь — защелка и поворотная муфта. Защелки требуют лучшего качества изготовления, поэтому актуальны на дорогих моделях.
Фиксация ног штатива на защелках
Фиксация ног штатива на поворотных муфтах
Возможность поворота ног в обратную сторону. Это востребовано на компактных моделях, так как позволяет ещё больше сократить длину в сложенном состоянии.
Поворот ног штатива в обратную сторону
Наличие дополнительных распорок. Дополнительные распорки используются на бюджетных моделях и на видеоштативах, увеличивая жесткость конструкции.
Штатив с дополнительными распорками между ногами и центральной колонной
Возможность переворота, наклона центральной штанги. Этот функционал может пригодиться при съемке объектов, расположенных ниже верхней части штатива, например, на земле.
Штатив с центральной колонной, которая поворачивается на 90 градусов
Наличие укороченной центральной колонны. Позволяет установить камеру в нескольких сантиметрах от пола, при условии возможности поворота ног на большой угол.
Укороченная центральная колонна у штатива
Крюк на центральной колонне. Позволяет подвесить дополнительный груз или сумку, для устойчивости штатива.
Штатив с крюком на центральной колонне
Шипы на концах ножек. Позволяют более прочно устанавливать штатив на мягких поверхностях. Для гладкого пола лучше всего подходят обрезиненные наконечники.
Шипы и резиновые наконечники на ножках штатива
Материалы штатива
Несмотря на принципиальную простоту, штативы имеют большое разнообразие; разница в цене между дорогими и бюджетными моделями более чем в десять раз. И, естественно, в первую очередь это зависит от материалов и качества изготовления штатива.
Конструкция штатива имеет трубчатую основу, а сами трубки могут быть сделаны из металла (сплавы на основе алюминия) или карбона. Основные преимущества карбона — меньший вес и большая жесткость, чем у металла. Напомним, что жесткость достаточно сильно влияет на качество изображения и удобство использования.
Фактура карбона на ножках штатива
Остальная часть штатива может состоять из пластика (легкий бюджетный вариант), либо металла.
Материалы штатива влиют на два важных качества штатива:
- Максимальный вес камеры, которую может выдержать штатив. Эта характеристика напрямую указывается в характеристиках изделия.
- Устойчивость штатива к искривлению и колебаниям. Это то, зачем, собственно, покупается штатив. В целом, достаточно того, чтобы штатив был полностью металлическим и без люфтов в соединениях.
Размеры штатива
Производителям, естественно, невыгодно разрабатывать штативы каждый раз заново. Поэтому выпускается целая линейка отличающихся по размерам, но сходных по конструкции моделей.
Как пример, можно привести универсальную серию фирмы Benro:
Штативы Benro
Приведем характеристики самого легкого и самого тяжелого штатива этой серии:
Модель | Кол-во секций | Макс. высота | Длина в сложенном вид | Вес штатива | Максимальная нагрузка |
A200FBH00 | 3 | 1315 мм | 540 мм | 1070 г | 2500 г |
A650FKB2 | 4 | 1714 мм | 649 мм | 2300 г | 8000 г |
Моноподы
Моноподы, несмотря на большую простоту, появились позже, чем штативы. Практически все, что было сказано про штативы, относится к моноподам. Они могут иметь сменную голову, различный размер, количество секций и так далее.
Монопод Manfrotto 694CX
Моноподы для фотосъемки, в принципе, могут использоваться без головы: в этом случае вместе с камерой наклонятся и монопод.
Моноподы для видеосъемки
Моноподы для видеосъемки имеют свои особенности:
- Видеоголова, аналогичная тем, что используется на штативах.
- Три “лапы” на нижнем конце монопода, придающее конструкции более устойчивое положение.
Монопод Manfrotto MVM500A
Моноподы для видеосъемки могут использоваться для движения камеры во время видеозаписи, в отличие от штативов, которые позволяют только менять направление съемки. А движение камеры — это, как известно, один из художественных приемов в видеосъемке.
Выводы
Как мы видим, несмотря на кажущуюся простоту, штативы могут иметь особенности, которые могут сильно помочь при каком-либо виде съемки. Кроме того, они не подвержены моральному и физическому устареванию, поэтому если вы занимаетесь фотосъемкой, то вряд ли пожалеете о потраченных на штатив средствах.
А наша статья поможет выбрать то, что подойдет именно вам.