Электродвигатель д4 15б кинопроектора луч 2

Электродвигатель д4 15б кинопроектора луч 2

Н. ХЛЮПИН, г. Киров

Скорость проекции фильма должна быть такой, чтобы частота мельканий изображения равнялась частоте полей телесигнала — 50 Гц.

Нарушение этого условия скажется на качестве видеозаписи. При ее просмотре на телеэкране будут наблюдаться периодические изменения яркости изображения.

Широко распространенные проекторы «Луч-2», «Волна», «Русь» при стандартной для восьмимиллиметровых фильмов частоте смены кадров (16,7 с -1 ) обеспечивают требуемую частоту мель каний. К сожалению, если не принять специальных мер, частота проекции «плывет» под действием прогрева механизма, изменений напряжения в сети и других трудно учитываемых факторов. Можно, конечно, точно поддерживать ее вручную регулятором проектора, постоянно наблюдая за стробоскопическими метками на рукоятке смены кадров. Этот прием годится, если приходится оперативно переснять пару пятиминутных фильмов. Но когда объем архива — несколько часов проекции, без автоматики не обойтись.

Прекрасно справились бы с задачей, например, стабилизаторы скорости проекции, описанные в [1, 2]. Однако целесообразность собирать устройство из более чем десятка микросхем, чтобы выполнить в общем-то разовую работу, сомнительна. Между тем еще в 1969 г. была опубликована статья [3], в которой предложено более простое решение. Речь шла, конечно, не о перезаписи кинофильма на видео, а о синхронизации проектора с магнитофоном для записи и воспроизведения звукового сопровождения.

Укрепленный на валу грейферного механизма проектора кулачок за время демонстрации каждого кадра трижды замыкал включенные в цепь питания приводящего проектор в действие электродвигателя контакты электромеханического коммутатора, служащего своеобразным фазовым детектором. В результате равенство частоты замыкания контактов частоте сети (50 Гц) поддерживалось автоматически.

Подобное устройство было изготовлено автором и с успехом использовалось в течение ряда лет. Практика показала недостаточную надежность контактного датчика, да и разместить его в проекторе было непросто. Лучше применить бесконтактный датчик. Такой тоже был описан в [3], но его работоспособность на элементной базе тех лет вызвала большие сомнения. Был изготовлен и испытан в работе простой синхронизатор, действующий по изложенному выше принципу, но с бесконтактным датчиком на современных элементах. Изготовить и наладить его можно за один день.

Схема синхронизатора показана на рисунке.Там же приведена мало у кого сохранившаяся схема кинопроектора «Луч-2» (обведена штрихпунктирной линией, позиционные обозначения элементов соответствуют заводским), совместно с которым работает синхронизатор.

Датчиком частоты проекции служит оптопара из излучающего диода ИК диапазона ВИ и фотодиода BL1. Оптическую связь между ними трижды за время демонстрации одного кадра прерывает обтюратор проектора. Излучающий диод ВИ подключен через выпрямитель (диодный мост VD1) ко вторичной обмотке трансформатора Тр1 проектора. Ток диода, ограниченный резистором R2, не должен превышать 100 мА.

Прямого падения напряжения (приблизительно 1,5 В) на светодиоде HL2 зеленого свечения недостаточно для открывания составного транзистора VT1. Но ЭДС, генерируемой под действием ИК излучения фотодиодом BL1, в сумме с напряжением на светодиоде уже хватает, чтобы открыть транзистор. Таким образом, транзистор VT1 открыт, если ИК излучение достигает фотодиода, и закрыт, если между фото- и излучающим диодами находится лопасть обтюратора.

Когда открытое состояние транзистора совпадает с положительным полупериодом тока обмотки возбуждения электродвигателя М1 проектора, его резистор R2 оказывается зашунтированным цепью VT1VD3 синхронизатора, ток возбуждения двигателя растет, частота вращения его вала увеличивается. При равенстве утроенной частоты вращения вала частоте сети в системе устанавливается и автоматически поддерживается равновесие. Стабилитрон VD4 ограничивает напряжение на коллекторе транзистора VT1, предохраняя его от пробоя.

Читайте также:  Символ елка в ворде

Неоновая лампа HL1 служит для визуального контроля синхронизации. Освещаемые этой лампой стробоскопические метки на рукоятке покадровой проекции в синхронном режиме должны казаться неподвижными или слегка «раскачиваться».

Транзистор VT1 — составной, с допустимым напряжением коллектор—эмиттер 80 В и током 1 А — можно заменить другим подобным или соединенными соответствующим образом транзисторами КТ815Г и КТ817Г. Если допустимое напряжение коллектор—эмиттер примененного транзистора более 100 В, стабилитрон VD4 можно исключить.

В качестве И К излучателя и фотоприемника можно воспользоваться соответствующими элементами от устройств дистанционного управления телевизорами, а неоновую лампу HL1 заменить двумя любыми светодиодами, включив их встречно-параллельно.

Все детали синхронизатора, за исключением неоновой лампы и резистора R1, монтируют на плате из фольгированного стеклотекстолита, припаивая их выводы к вырезанным из фольги «пятачкам». Оптические окна излучающего диода ВI1 и фотодиода BL1 должны быть направлены друг на друга при расстоянии между ними не более 5 мм. Номинал установленного в проекторе резистора R2 следует уменьшить до 75 Ом.

Неоновую лампу помещают в отдельный небольшой корпус и снабжают соединительными проводами, достаточно длинными, чтобы ее можно было поднести к стробоскопическим меткам.

Смонтировав и подключив стабилизатор к проектору, убедитесь, что скорость проекции уменьшается при наличии непрозрачной преграды между ИК излучателем и фотоприемником, увеличиваясь при ее удалении. Если этого не происходит, попробуйте изменить расстояние между элементами оптопары, заменить светодиод HL2 аналогичным другого типа или цвета свечения, подобрать номиналы резисторов R3—R5.

Наладив датчик, плату синхронизатора приклеивают к нижней части корпуса проектора таким образом, чтобы лопасти обтюратора при вращении прерывали поток ИК излучения между диодами ВИ и BL1.

Включив проектор, добейтесь синхронизации, вращая рукоятку регулятора скорости — переменного резистора R1. Для прекращения действия синхронизатора достаточно соединить между собой гнезда 1 и 8 розетки ШЗ проектора. Такая перемычка имеется в прилагаемой к проектору штатной заглушке.

Если в процессе съемки синхронизация случайно нарушилась, это хорошо заметно на слух, она может быть быстро устранена небольшим поворотом рукоятки регулятора скорости. На качестве видеофильма кратковременная рассинхронизация практически не сказывается.

Очень важно производить пересъемку кинофильма на видеопленку при отключенной автоматической фокусировке видеокамеры. Иначе попытки автоматики скомпенсировать недостаточную четкость киноизображения резко ухудшат качество видеофильма. Отключив автомат, временно поместите на киноэкран какой-нибудь чертеж или другое четкое контрастное изображение и сфокусируйте видеокамеру вручную. Перед началом съемки не забудьте смазать движущиеся узлы проектора и почистить коллектор его двигателя.

Описанное устройство можно применять и с другими кинопроекторами, снабженными коллекторными электродвигателями, например, «Волна» или «Русь».

  1. Журкин И. Стабилизатор частоты проекции кинофильмов для перезаписи на видео. — Радио, 1997, ╧ 10, с. 46—48.
  2. Бирюков С. Стабилизатор частоты проекции кинофильмов для перезаписи на видео. — Радио, 2000, ╧ 10, с. 35, 36.
  3. Вовченко В. Синхронизация работы кинопроектора. — Радио, 1969, ╧ 3, с. 40—42.

От редакции. Предложенное устройство, конечно, синхронизирует проектор не с частотой развертки видеокамеры, а с частотой напряжения в сети переменного тока. Однако опыт показывает, что последняя, по крайней мере, в больших городах, в достаточной для решаемой задачи степени близка к номиналу (50 Гц) и стабильна.

ПОСЫЛТОРГ ДЛЯ ВАС!
Программатор PIC-контроллеров — 550 руб.
Программатор УФППЗУ — 600 руб.
Программатор PICSTART Plus компании Microchip (функциональный аналог) — 2990 руб.
Внутрисхемный отладчик устройств на PIC-контроллерах MICD (MPLAB-ICD) — 1200 руб.
Набор «Частотомер 250 МГц» — 490 руб.
Цифровая шкала трансивера — 750 руб.
Набор основных элементов для сборки микропроцессорного металлоискателя — 690 руб.
И еще свыше 350 радионаборов.
Отечественные и импортные радиоэлементы.
107113, г. Москва, а/я 10 «Посыл-торг». Тел. (095) 304-72-31.
Каталог высылается БЕСПЛАТНО!
Интернет-магазин: WWW.DESSY.RU
E-mail: post@dey.ru.

Читайте также:  Как снять apple id на айфон 5

Высылаю принципиальные схемы теле-, радио- и бытовой техники, телефонов, радиостанций и т. д.
Цена каталога — 50 руб. без почтовых расходов.
141500, г. Солнечногорск,
РПС аб. ящ. 13.

Постановка задачи

Оцифровка кинофильмов с последующей записью на CD, если в наличии имеется только бытовая видеокамера и плата оцифровки.

Постановка задачи в каждом конкретном случае определяется имеющейся аппаратурой, и предлагаемые решения не претендуют на оптимальность. В данной статье рассматривается, как методом детского конструктора из имеющихся материалов можно решить некоторые проблемы. Причем, многие решения страдают известной особенностью — «хвост вытащил — нос увяз».

Видеокамера — Sony CCD F370E

Особенности: есть ручная фокусировка, но нельзя отсоединить объектив без разбора камеры (поэтому логичный вариант с прямой фокусировкой изображения объективом проектора на матрицу камеры возможен только, если вы уверены, что в ближайшее время камера вам не понадобится. У меня сборка камеры занимает более часа + юстировка.) Есть баланс белого и установка выдержки, но нет возможности выключить автоматическую регулировку усиления, что приводит к болезненной реакции камеры на перекрывание светового потока обтюратором.

Напомню тем, кто нашел семейные архивы, но никогда не снимал кино, что стандартная для любительских камер частота кадров 16, и на каждый кадр при проекции приходится три перекрывания света обтюратором. Таким образом, частота мерцания экрана составляет 48 Гц.

Проектор — Луч 2.

Особенности: Плавная регулировка скорости, не отличающаяся стабильностью. Попытки добиться синхронизации с видеокамерой за счет плавной регулировки с точностью 0,01 с представляются мне обреченными на провал. Объектив съемный, корпус проектора литой, но его геометрия такова, что сфокусироваться на пленке с помощью объектива видеокамеры и насадочной линзы вам не удастся без применения к корпусу ножовки. Лампа 100 Вт , матовое стекло, теплофильтр выводится из светового потока примерно при скорости проекции 10 кадров/с. Матовое стекло в моем проекторе состоит из двух частей и равномерность освещения при по кадровой проекции оставляет желать лучшего.

Плата видеозахвата — Aver-TVPhone. Качество карты, на мой взгляд, превосходит качество оцифровываемых материалов, и основным лимитирующим фактором является скорость записи данных на винчестер. Самый экономичный режим 15 бит, что, учитывая большое количество черно-белых пленок, приводит к перерасходу места не жестком диске.

Компьютер Pentium 133 МГц. Сами понимаете, ни о какой компрессии в реальном времени речи не идет.

Известное решение проецировать на экран и покадрово снимать требует затемнять помещение и бороться либо с нехваткой света, либо с геометрическими искажениями в силу несоосности камеры и проектора. Если экран поставить далеко, то с соосностью все в порядке, но освещенность экрана падает пропорционально квадрату расстояния, и без смены объектива и лампы у вас есть все возможности убедиться, что высокая чувствительность камеры позволяет обнаружить изображение, но отнюдь не его рассмотреть. Вероятно, при ухищрениях, сопоставимых с предлагаемыми в данной статье, можно добиться и аналогичного качества, но работать придется в темноте.

Итак, задача: аппаратура вышеназванная, работаем на свету, переделки только обратимые, состояние готовности камеры для других съемок 10 минут.

Читайте также:  Преобразование в кривые в кореле

Проблемы и решения

  1. Как сфокусировать изображение на матрице камеры, не подвигая ее вплотную к пленке. Предлагается использовать оптическую схему микроскопа, где объектив камеры играет роль глаза, объектив проектора роль объектива микроскопа. При этом мы фокусируем изображение в непосредственной близости от проектора (в приведенной на фото установке это около 10 см от пленки, размер изображения при этом примерно 1,5 см по диагонали) и рассматриваем его через окуляр, в роли которого может выступать положительная линза с фокусным расстоянием 10см, расположенная непосредственно перед объективом камеры. Фокусировка осуществляется перемещением камеры. Указанная схема работает сразу, но обладает рядом недостатков:
  1. виньетирование углов, если линза маленькая, а объектив широкоугольный.
    Решение — берем линзу с диаметром большим диаметра передней линзы объектива камеры, а фокусное расстояние вариообъектива устанавливаем максимально возможным.
  2. хроматические аберрации, вносимые линзой.
    Решение — берем исправленную линзу, склеенную из стекол с разной дисперсией или, как в данном случае, объектив от увеличителя И100У, состоящий из четырех линз.
  3. Изображение, воспринимаемое камерой, зеркально перевернуто.

Решение —
а) проводим компьютерную обработку
б) добавляем в оптическую схему призму от полевого бинокля или зеркало.

  • Как добиться равномерного освещения кадра.Заменить поднимающееся матовое стекло неподвижным молочным или матовым стеклом с теплофильтром
  • Как справиться с автоматикой, которая при перекрывании света обтюратором разгоняет до предела усиление и полностью открывает диафрагму.Решение —
    а) Проводить покадровую съемку с большими паузами.
    б) Удалить обтюратор. В этом случае вы будете видеть перемещение пленки при смене кадров, но экспонометрическая система будет реагировать на это существенно спокойнее, чем на полное отсутствие света.

    Отмечу, что в этой программе скорость последуещего просмотра можно установить, войдя в раздел захват фильма, или изменить значения скорости показа в разделе «синхронизация» программы VidEdit.
    Теперь перейдем к обсуждению достигнутых результатов.

    Качество статичной картинки вы можете оценить: два кадра, снятых одной видеокамерой, в натуре (цветной кадр) и с кадра кинопленки, правда, за тридцать лет двор несколько изменился. Цветных пленок у меня немного, и в силу существенно разного времени года съемки на кино и написания этой статьи я их не привожу. Несмотря на странную цветопередачу, определяемую пленкой и длительным хранением, компьютерная обработка позволяет несколько улучшить цветопередачу, причем программа от ulead позволяет применять коррекцию цвета не к отдельным кадрам, а к целым эпизодам. Самый большой враг качества — это пыль. При оцифровке приходится продувать фильмовый канал буквально через каждый метр пленки.


    К вопросу о сжатии. Несжатый файл в формате avi занимает примерно 200 КБ на кадр при размере кадра 288×384, т. е. минута занимает 192 МБ и мечты записать за раз 10-минутный ролик без аппаратного сжатия стоит оставить. Последующее сжатие позволяет без потери качества в 10 раз уменьшить размер, но на P133 на одну минуту уходит почти полчаса времени. Из многих программ сжатия мне особенно понравились Cinepak и Intel Indeo v 5 (предыдущие версии впечатления не производят, да и последняя, как выяснилось при детальном рассмотрении, очень сильно занимает ресурсы процессора, и пентиума 133 хватает только при воспроизведении фильма с исходным размером кадров; на интерполяцию изображения на весь экран и воспроизведение фильма без рывков его мощности явно мало).

  • Ссылка на основную публикацию
    Что такое синтаксический пакет
    Одна из проблем, с которыми можно столкнуться при установке приложения apk на Android — сообщение: «Синтаксическая ошибка» — ошибка при...
    Что отражает двоичная матрица
    Представление информации в табличной форме широко распростране­но. Чаще всего мы пользуемся прямоугольными таблицами. Простейшая таблица состоит из строк и граф...
    Что означают значки в погоде на айфоне
    Самые интересные новости о технике Apple и не только. Что означают значки погоды на iPhone? Сегодняшняя тема весьма заинтересует многих...
    Что такое синтаксическая ошибка на андроиде
    При попытке распаковать приложение из APK на Android может появляться «Синтаксическая ошибка. При синтаксическом анализе пакета возникла неполадка». Это значит,...
    Adblock detector